Азы даунхила. Основы езды и советы начинающим. Все сведения о горном велоспорте Украины

> Горный велоспорт Украины > Основы езды и советы начинающим

 

О проекте
Техника безопасности
Велосипедная наука
Как подгонять велосипед
Покупка велосипеда
Основы езды и советы начинающим
Стили катания MTB 1часть
Стили катания MTB 2 часть
Творчество
Велотюнинг
Выбор велосипеда
 

Основы езды и советы начинающим

8 вещей которые необходимо менять каждый год
Азы даунхила
Бирюлки
Как чистить колодки и диск дисковых тормозов?
Подъём в гору
Грязь и вода
Мощь КРОСС-КАНТРИ
Сделай свой БАЙК крутым
Байкер? Кто это?
Леди на велосипеде
Как выбрать покрышки?
Повороты
Выбери правильный байк
СЕРДЦЕ вашего байка
Как подготовиться к соревнованиям?

Азы даунхила

Всё, что угодно, может произойти, когда ты покидаешь относительную безопасность ровной земли и устремляться вниз по почти отвесному склону. Для профи крутая горка - это практически вертикальная стена. Для обычного же маунтенбайкера со средним уровнем мастерства - это склон, съехать с которого кажется нереальным, особенно когда стоишь и смотришь на него сверху. Независимо от этих двух точек зрения техника спуска одинакова в обоих случаях. Наши советы помогут вам, даже новичкам, освоить основные приёмы даунхила. Но сначала необходимо разрушить кое-какой знаменитый миф.

Научитесь пользоваться передним тормозом

Немного физики. Каждый раз, когда вы пользуетесь тормозами (неважно, задним или передним), в силу инерции происходит смещение веса с заднего колеса на переднее. Это значит, что, чем сильнее вы тормозите, тем менее эффективно работает задний тормоз. Когда вы тормозите, спускаясь на байке вниз с горы, перенос веса с заднего колеса усиливается углом наклона каждой конкретной съезжалки. В этом случае заднее колесо почти разгружено и имеет минимальный контакт с поверхностью, в отличие от переднего, на которое и происходит почти вся нагрузка. В таком положении даже совсем небольшое усилие от нажатия одного пальца на тормозную ручку может полностью заблокировать заднее колесо. Вот здесь и рождается миф.

Вопреки тому, что большинство из нас выучило с детства "не тормозить передним, а то вылетишь через руль", практика утверждает обратное. Вы заметили, что на некоторых велосипедах передний тормозной диск больше заднего? Объясняется это тем, что при торможении 70-80% нагрузки приходится на переднее колесо. Передний тормоз предназначен для того, чтобы замедлять движение велосипеда вниз, т.е. тормозить. Задний же служит в основном для того, чтобы сдерживать заднее колесо во время резкого торможения и улучшать управляемость на поворотах. Все, кто говорит вам иное, - папа, продавец в магазине или даже какой-нибудь топ-райдер - глубоко ошибаются.

Освоить приёмы даунхила невозможно, не научившись правильно обращаться с передним тормозом. Мототриалисты, которые, без сомнения, обладают лучшей техникой спуска на двух колёсах, овладели этой техникой до такой степени, что могут остановиться и на краю пропасти балансировать на одном переднем колесе. Они подтвердят, что пытаться контролировать скорость спуска только при помощи одного заднего тормоза - не умнее, чем тащить за байком кусок бетона на верёвке. Передний тормоз для остановки, задний для контроля. Запомнили?

Волочить заблокированное заднее колесо вниз по холму или синглтреку - глупо. Когда же можно ехать на заблокированных колёсах? Данная техника предназначена для спуска по песчаным дюнам или глубокому снегу.

Короткие съезжалки

Начинать практиковаться в скоростном спуске, естественно, лучше всего с малого. Найдите подходящий крутой склон около 4-10 метров - не размытый и не разбитый, с ровным выкатом. Важно, чтобы в конце было достаточно места для торможения (примерно 12-15 метров ровной плоскости), дабы вы смогли остановиться, после того как у вас выйдет пар из головы.

Полагаем, что вы уже освоились в использовании переднего тормоза. Теперь вашей задачей будет жать на тормоза так, чтобы проехать спуск со скоростью пешехода (4-5 км/ч).

Нужно стараться переместить центр тяжести назад, но не очень далеко, чтобы излишне не разгрузить переднее колесо. Когда будете приближаться к краю, старайтесь опустить тело по отношению к байку - согните ноги и отодвиньтесь назад. Такое положение позволит вам контролировать скорость, и оно же является наиболее благоприятным для выката.

Прислушивайтесь к звуку, который издают ваши покрышки. Дозируйте торможение, чтобы колёса продолжали двигаться. Царапающий звук при сильном торможении сменится шипением, если они окажутся заблокированными. Поэтому, если услышите шипение, немного отпустите тормозные ручки. Важно не допускать блокировки колёс, так как таким колесом нельзя управлять - оно будет двигаться по тому же пути, что и вода, вылитая из бочки, - вас начнёт заносить, как на льду, пока колесо не сможет крутиться снова.

Если спуск достаточно большой, вы сумеете контролировать скорость только первую пару метров. Сфокусируйте взгляд примерно в трёх метрах впереди от себя. Когда уклон станет круче и возрастёт скорость, вам нужно ослабить торможение, чтобы колёса могли прокручиваться, и, естественно, чем больше вы ослабите тормоза, тем быстрее вы будете нестись вниз. Примерно посередине вашего спуска переведите взгляд на ровный участок выката и полностью отпустите тормоза. Умение вовремя "отпуститься" - залог удачи при подобных экстремальных экзерсисах.

Сдвиньтесь на середину байка, перед тем как зайти на выкат. В этой точке вы должны выпрямиться, но ни в коем случае не нажимайте на тормоза, пока полностью не съедете с горки на ровную поверхность.

Обернитесь, посмотрите на горку и повторите то, что вы только что сделали. Важно переезжать верхний край как можно медленнее, пользоваться тормозами, чтобы сдерживать скорость подальше, при этом не блокируя колёса. Потом отпустить тормоза, чтобы проехать последнюю часть пути, не потеряв контроль над байком. Тренируйте ваши навыки торможения, стараясь с каждым разом увеличить дистанцию, которую вы можете проехать "на тормозах", перед тем как их отпустить. Когда наберётесь мужества, попробуйте наоборот: отпускайте тормоза раньше, до тех пор, пока не сумеете проехать весь спуск без них. У-ух!

"Банановый спуск" - вертикальный

Вертикальный склон - это, пожалуй, самый страшный и одновременно самый простой спуск. Перед тем как попробовать скатиться вниз, необходимо осмотреть его на ногах. Ищите дроп от 2,5 до 3 метров (примерно в два раза больше длины вашего байка). Убедитесь в наличии плавного выката (безопасный переход от вертикали к горизонтали должен быть в три раза больше радиуса вашего колеса). Проверьте, что обрыв вверху не слишком резкий, и что там нет какой-нибудь кочки посередине ската. И то и другое может перебросить ваш байк через вашу голову - что, как вы понимаете, не есть хорошо. Если "тема" вам подходит, забирайтесь наверх - и вперёд... точнее, вниз...

Медленно переезжайте край. В то время когда переднее колесо уже окажется внизу, а заднее только начнёт перекатываться через край, полностью отпустите тормоза! Нелишним будет напомнить: нельзя трогать тормоза до тех пор, пока не окажетесь на ровной земле! Когда вы полностью переедите край, ваши колёса ещё могут касаться земли, но фактически вы будете падать в точку выката. Ключевой момент. Так как времени на то, что бы изменить положение тела и подготовиться для выката-приземления нет, вы должны держаться низко посередине байка. Если вам кажется, что вы ныряете со своим байком через край, как в замедленной съёмке, вы нашли верное положение. Если вы слишком отклонитесь назад, байк может выстрелить из-под вас на приземлении. Можете сломать себе копчик.

На долю секунды вы почувствуете себя в невесомости, а потом встретите выкат. Напрягите руки и ноги и тормозите только тогда, когда оба колеса будут на ровной земле.

Это предупреждение поможет избежать травмы. Если вы запаникуете, когда будете переезжать через край, будьте готовы дойти до конца. Заднее колесо может подпрыгнуть, и вы подумаете, что сейчас рухнете, но крепко держите руль и, повторим ещё раз, - доведите дело до конца. Выкат автоматически выпрямит ваш байк.

Если вы ослабите хватку руля или попытаетесь соскочить с байка, то прежде всего врежетесь в землю головой, рискуя повредить позвоночник, а в довершение всего и ваш преданный байк стукнет вас по черепушке. Здесь нелишним будет напомнить о пользе каски.

Продолжительный, технический даунхил

Ни один байкер не должен пробовать спускаться длинный техничный даунхил, пока не отточит своё мастерство на коротких съезжалках. И даже тогда стоит делать это с предельной осторожностью.

Новички-даунхилеры зажимают тормоза и беспомощно скользят по техничным участкам, а потом вкручивают на более лёгких секторах трассы (здесь не имеется в виду скоростные участки). Опытные райдеры делают всё в точности наоборот. Ключ к успешному прохождению длинного технического участка трассы даунхила - сдерживать скорость как можно больше, с тем чтобы, когда ситуация потребует от вас отпустить тормоза, вы не неслись уже со скоростью света, не контролируя байк и своё движение. Итак, прислушивайтесь к нашим советам:

Остановитесь на краю спуска и посмотрите на него. Разделите первые 45-50 метров на две группы: крутые, техничные участки (здесь вам может понадобиться отпустить тормоза, чтобы пройти камни/валуны или вертикальные дропы); участки менее сложные и относительно ровные, где у вас хватит сцепления для эффективного торможения.

Сместитесь немного назад, согнитесь над байком, чтобы снизить центр тяжести и обеспечить стабильное давление на переднюю покрышку (область контакта с землёй). Вам потребуется максимальная останавливающая сила от переднего тормоза. Следите за тем, чтобы колёса прокручивались, иначе вы не сможете управлять велосипедом в непредвиденных ситуациях.

Теперь воплотите ваш план. На лёгких участках трассы тормозите изо всех сил, чтобы как можно больше снизить скорость. Когда же подъедете к крутым или скользким участкам, отпустите тормоза, насколько нужно. В запасе лучше иметь небольшую силу инерции, перед тем как на скорости лететь по камням или колдобинам и выбоинам. Только не забудьте погасить скорость сразу, как только въедете на относительно безопасный сектор спуска.

Схема продолжения технического участка такова: выберите место съезда ещё до того, как подъехать; как только увидите, что там, за краем, определите безопасный выкат внизу. Используйте тормоза до тех пор, пока они эффективны, потом постепенно отпустите их до того, как достигнете выката.

Вы быстро обнаружите, что лучшая траектория движения с крутой горы - самая прямая линия, даже если она ведёт через пару валунов или ям. Чем больше поворотов вы совершаете на склоне, тем выше вероятность падения с велосипеда. Приспосабливайтесь к ситуации. Если вы собьётесь с намеченного курса, лучше направить байк к предполагаемому выкату, чем менять траекторию движения уже в процессе спуска. Крутая съезжалка - это не более чем управляемое падение. Здесь очень важны точки входа и выхода.

Помните шотландскую пословицу: "Тот, кто убежал с поля боя, остался в живых для следующего боя."

Нет никакого бесчестья в том, чтобы пройти пешком участок, к которому сегодня ещё не готовы, - даже профрирайдеры пропускают трюки по этой же причине. Помните: байк ещё можно заменить, вас - нельзя!




 

Велосипедная наука

VeloCiTY Machine 3 на раме RockMachine
Байк собирался в межсезонье покомпонентно для туризма, цветовая концепция pure black&white....
Горный велосипед
ВилкаЭлемент конструкции велосипеда предназначенный для крепления переднего колеса и выноса...
Педали
В среде профи контактные педали (КП) уже стали делом само собой разумеющимся и неотрывным...
Велотуфли
Забудь про спортивные тапочки и кроссовки! Каждый велосипедист, который хоть однажды...
Байка о Байке
Если вы тоже решилиприсоединиться к всевозрастающему в нашейстране братству байкеров,мы...
Выбор каски
Прежде чем купить каску обязательно убедитесь в том, что приобретаете надёжную каску. Лучше...
История амортизационной вилки
Рождение амортизационной вилки произвело революцию в мире горного велосипеда. Сама идея,...
Твой первый байк
При выборе велосипеда надо задать себе несколько вопросов. Вопрос первый: как часто вы...
Типы велосипедов
Гоночный/Шоссейный велосипедКак правило, имеет 27-ми дюймовые колеса. Такие велосипеды...

 

Как подгонять велосипед

Методология
Заметьте, что здесь почти не упоминается измерение частей тела. Нигде я не заставляю Вас...
Размер стандартных рам
Так что же все это означает, когда дело доходит до выбора размера рамы в местном...
Тонкая настройка высоты седла
Когда после всех этих изменений Вы привыкнете к ощущениям от байка, вернитесь к началу и...
Ширина руля
Лишь некоторые бренды шоссейных рулей позволяют выбрать величину изгиба. Если Вы не гонщик,...
Положение руля
Далее, куда у нас движется руль? Как и с седлом, все зависит от Ваших приоритетов при езде....
Продольное положение седла
Теперь мы приступаем к тому, что я считаю самой важной составляющей подгонки велосипеда, -...
Наклон седла
Чобы подогнать велосипед, Вам нужно седло, НА котором можно сидеть. Это можно счесть...
Высота седла
Когда длина шатуна найдена (любым способом), нужно установить седло на нормальную высоту....
Давайте начнем
Ваше тело касается велосипеда в трех местах: руки, таз и ноги. Взаимное расположение ног,...

 

Стили катания MTB 1часть

Норт-Шор (NS
В переводе с английского North Shore значит "северное побережье". Эта дисциплина и вправду появилась на севере, у Тихоокеанского побережья Канады, около портового города Ванкувер. Там, в Кордильерах, фрирайдеры стали...
Фрирайд (FR)
Фрирайд - это свобода во всем, где каждый хочет подняться и уйти за пределы возможного.Раньше слово фрирайд объединяло все экстремальные направления в МТБ, теперь же это понятие означает свободный спуск с горы вне трасс и...
Даунхилл (DH), или скоростной спуск
Амплитуды и скорость, обрывы и пролеты, приземление, крутой вираж, полет в никуда… О, вы еще живы? Тогда горы - это ваша стихия! Инъекция адреналина в сердце ждет каждого на вершине!Название этой велосипедной дисциплины...
Апхилл (UH)
Здесь все просто: вы должны подняться вверх по склону с максимально возможной скоростью (uphill - по-английски значит "вверх по горе"). Работа идет на износ, поэтому велосипед должен быть максимально легок - до 10 кг в...
Ол-Маунтин (All-Mountain)
Название говорит само за себя (All Mountain в переводе с английского - "предназначенный для катания по всем видам гор"). Это - универсальный велосипед, он тяжелее, чем XC-шный, но и более надежный. Спуск, подъем - вам везде...
Кросс-кантри (XC)
Пыль во рту, кровь в легких, рваный ритм сердца и еще много миль впереди по непролазному маршруту. Легкая рама, легкая вилка, легкие колеса и длинные шатуны. Под эту категорию попадают велосипеды Rigid, Hardtail, Full...

 

Стили катания MTB 2 часть

Дуал-Слалом (DS), или параллельный слалом
Один из старейших видов велосипедного экстрима, название и идея позаимствованы из горнолыжного спорта. Два спортсмена несутся по разделенной на две части трассе вниз с горы, входят в повороты и преодолевают трамплины. Кто...
Слоуп Стайл (SS)
Этот стиль пришел к нам из сноубординга, и это что-то совсем сногсшибательное. Представьте трассу, которая включает норт-шорные конструкции, фрирайдные обрывы, триальные препятствия и "верблюды" из дерт-джампинга,...
Стрит (Street)
Ты несешься по раскаленному от напряжения городу, вокруг тебя пробки из машин, толпы людей, но ты знаешь, кто хозяин этих улиц и как со всем этим справиться. Слева - "забитая" дорога, справа - полный народа тротуар. Твои...
Дерт-джампинг (DJ)
Ты летишь по лесу на велосипеде и вдруг взмываешь в воздух, отпускаешь руль, а затем ноги (исполняя таким образом трюк nothing)… Мгновение свободного полета, земля уже приближается и ты хватаешь руль, ставишь ноги на педали...
Триал (TR)
Прыгайте с высоты, скачите на заднем колесе, запрыгивайте на постаменты, крутите "градусы" и пробуйте стать кошкой. На соревнованиях по триалу, главная задача - пройти трассу быстрее остальных. Обычно полосу препятствий...
Байкер-кросс (4Х)
В заезде участвуют 4 человека. Четверки формируются исходя из результатов, показанных спортсменами по итогам прошедших ранее гонок. Стартуют все четыре райдера одновременно на одной трассе, длина которой обычно около 250...


Добавить комментарий!